Воспитание музыкой

05 марта 2009г.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение - лень, негативизм, агрессия, замкнутость - защита от нелюбви. Ребёнок способен развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Перед педагогами встаёт задача создать соответствующие условия. На помощь решению этих проблем приходит – музыка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Она влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга учащихся.

Музыкотерапия представляет собой совокупность приёмов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребёнка.

Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия

(музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других профилактических приёмов (психогимнастика, логоритмика).

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию как метод коррекции рекомендуется применять не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга, занятиях по развитию речи, изодеятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Если воспитатель имеет определённый навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребёнка. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Композиции на основе быстрой, весёлой музыки позволяют поднять настроение детей, активизировать их внимание.

В процессе музыкального творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы и воспитателем, они также имеют определённый психотерапевтический эффект.

Развитие музыкальных способностей детей

Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

Музыкальные занятия включают в себя:

  • Материал, позволяющий развивать у детей группу музыкальных сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков).

  • Увлекательные игры для развития слухового внимания детей.

  • Занимательные рассказы, позволяющие расширить кругозор и познакомиться с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов, узнать, что обозначают слова: балет, опера, дирижёр и др.

  • Разучивание песенного, музыкально-ритмического и танцевального материала, развивающего творческие способности ребёнка.