Ну-ка, пальчик, расскажи...

08 мая 2009г.

А замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям. Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребёнка играм с пальчиками. Малыш 3-4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребёнка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное - чётко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности, легкости движений.

Многие со школьных лет помнят немудреные слова: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Небольшая гимнастика помогала расслабиться рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у кого трудности с речью.

В САДУ

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Кончик большого пальца ударяет в середину ладошки.)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Сложить пальцы в кулак, вытянуть указательный и показывать по разным сторонам.) Средний пальчик очень меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Большой и средний пальцы сложить так, чтобы получился щелчок.)

Безымянный подбирает...

(Сгибать этот палец к ладошке, как бы подбирая что-то.)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

(Округлить мизинец и стучать по столу, двигая ТОЛЬКО ИМ ОДНИМ, рука спокойна.)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я, малыш.

(Разгибать кулачок по одному пальцу, придерживая те, которым ещё не время рас­прямляться.)

ВЕЧЕР - УТРО

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

(Складывать по одному, начиная с мизинца, загибая их большим.)

Встали пальчики. Ура!

Им играть уже пора.

(Разогнуть все сразу.)

Для детей старше 4 лет добавляются новые упражнения.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Большой палец, мягко отскакивая, подушечкой "здоровается" с подушечками остальных пальцев руки в такт слогам:

здрав - ствуй - те

при - вет

доб - рое - ут - ро

как - де – ла?

(Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.)

ГОНКИ

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу: старт, побежали, финиш.

(Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.)

Обратите внимание: плечи и спина должны быть свободными, нескованными.

ВОЛНА

Развернуть ладошки к лицу, вытянуть пальчики вверх. Под неторопливый счёт, начиная с большого пальца левой руки, складывать по одному пальчику к ладошке (после левого мизинца наступает очередь правого). Затем разгибать пальцы, начиная с большого на правой руке, и дойти до большого пальца на левой.

УЛИТКА

Положить руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Пошевелить пальцами-рожками: вправо, влево, вниз, вверх.

ЁЖИКИ

Повернуть руки ладонями к себе. Одну сжать в кулак - ёжик спит (следите за большим пальцем - он должен плотно обхватывать остальные), на другой растопырить пальцы, как иголки у ёжика.

Скучно одному ёжику, не с кем играть. "Тук, тук, тук", - постучал он иголкой-мизинчи­ком по другому - спящему ёжику. Никак не просыпается! И сам уснул - сжался в кулачок.

Зато другой ёжик проснулся... (Повторить те же действия и с ним.) Ёжики не должны быть в одинаковой позе - если спит один, другой бодрствует. Начинайте упражнение медленно, со сказкой. Меняя позы у ёжиков, убыстряйте темп.

МЯЧ

Кисть одной из рук зажата в кулак - это мяч. Другая играет роль плоской стенки. Бить и отскакивать мячом-кулачком по стене то одной, то другой рукой.

ПОНИК ЦВЕТОК

Раскрыть обе руки перед собой. Пальчики прямые и напряженные. Одна кисть вдруг поникла, полностью расслабившись. Попеременно менять напряжение и расслабление в руках. Следите, чтобы у "сильного цветка" все пальчики были напряжены, а у "поникшего", наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков пальцев.

МОЗАИКИ

Очень полезны те из них, где детали-гвоздики вставляются в отверстия. Хорошо, когда шляпки у мозаинок бугристые, угловатые. А знакомя малыша с азбукой, вырежьте буквы из шершавой бумаги (например, наждачной) или обоев с выпуклым рисунком, чтобы отыскивать нужную букву на ощупь. Это упражнение содержит в себе элементы массажа.