МАМА, Я УМЕЮ РИСОВАТЬ!

20 февраля 2014г.

В каждом виде искусства, будь то музыка, литература или живопись, есть свои возможности и выразительные средства, определённые законы, которые следует знать профессионалу. Так вот, в художественных заведениях учат грамоте, овладению закономерностями изобразительного языка, однако грамотно рисовать, лепить – это ещё не значит быть художником. Художником или рождаются, или становятся в течение долгих лет упорного труда.

- Что же побуждает детей рисовать?

- Не случайно маленькие дети рисуют. Рисование, как и игра, помогает им осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, как этапы их личностного роста. То, что взрослый человек делает при помощи речи, ребёнок делает через рисунок. Рисунок даёт возможность закрепить переживание на бумаге.

Упущения в духовной жизни ребёнка – особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни в более зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят в детстве, то они, как правило, уже не приходят совсем, либо носят поверхностный характер.

Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности. Эту задачу можно решить лишь при условии целенаправленного воспитания чувства прекрасного самим опытом восприятия природы. Вместе с детьми радуйтесь солнцу, дождю, туману и ветру. («Какая красивая травка!»)

Но не принуждайте к искусственному умилению. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает её красоту и при этом получает не только эстетический, но и сенсорный опыт (шероховатость коры, шелковистость молодой травы и т.п.)

- Что бы вы посоветовали родителям?

- Если вы уже задумались о том, что пора учить ребёнка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:

  1. Не просите нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, лучше предложите несколько вариантов на тему, но не настаивайте.

  2. Не критикуйте работы ребёнка: да, он ещё не совершенен, но рисует с душой.

  3. Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребёнка.

  4. Не учите ребёнка рисовать конкретный образ – учим приёмам работы с материалами, рисование различных форм, а из этих уроков он сам извлечёт пользу, и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы.

  5. Подчёркивайте – главное его фантазия!

  6. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.

- Чем вы занимаетесь на занятиях в ИЗО студии?

- Все занятия взаимосвязаны. Основная направленность занятий заключается в том, чтобы научить детей в малом видеть большое, в большом – малое, в чёрно-белом – оттенки серого, а в цветном – характер и его разнообразие.

На занятиях используются только качественные материалы (художественная гуашь, акварельные карандаши, хорошие кисти, бумага различного вида и цвета). Со старшими детьми (6-7 лет) живописные работы выполняем на мольбертах, но не слишком часто, так как одной из основных задач занятий является формирование навыка письма, то есть правильно держать ручку и карандаш, не напрягая при этом всю руку, а художественная техника совершенно другая и осваивать её можно только после первого класса.

На данном этапе мы занимаемся по следующей схеме:

1 год (3,5 – 4,2) – основные понятия: линия, форма, цветовое пятно.

2 год (4,2 – 5,3) – имея в опыте первый год обучения, добавляем понятие о цвете и его составляющих.

3 год (5,3 – 6) – «Мы творцы». Учимся использовать полученные ранее знания, на примере деятельности художников (архитектор-форма геометрических фигур; скульптор – общая объёмная форма; декоратор – костюмы, театр, посуда; иллюстратор; портретист; моренист и т.п.)

4 год – «Мы путешественники», путешествуем по воображаемым и реальным мирам. («Подводный мир», «В сказочной стране», «В мире праздника» и т.п.)

Для того чтобы были результаты – необходимо постоянство!

Навыки приобретаются долго, а умение их использовать возникает лишь на втором году обучения, а то и позже.

Пока мы ограничивались программой обучения в «Малышке», но уже сейчас имеем возможность развиваться дальше и проводить занятия с детьми старшего возраста.

Дорогие, выпускники, я приглашаю вас на занятия в Изостудии и на следующий год, уже в качестве первоклассников. Возрастных ограничений в Изостудии нет – всегда можно выбрать тот вид деятельности, который больше подходит для реализации творческих замыслов.

- Что вы находите в работе с детьми?

- Работа с детьми увлекает меня, и художественные образы, создаваемые ими часто поражают меня своей яркостью и непредсказуемостью.

В Индии есть такая легенда:

Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневили Брахму, который лишил их этого дара. После этого он крепко задумался. Куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать - в человеческую душу. И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает.