Увеличение скорости, осознанности и выразительности чтения детей
08 декабря 2017г.
Упражнение, помогающее расширить поле зрения
«Печатная машинка» (используется таблица).
Упражнение на развитие антиципации (смысловая догадка)
Угадай слово по началу. Какое слово может так начинаться: ла?
Работа со столбиками слов
1. Читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз тот столбик.
2. Найти слова с определенным признаком: начинается на букву а, состоит из 2-х слогов, с ударением на первом слоге и т.д.
3. Чтение с настроением (ребенок читает слова с определенной интонацией (грустно, радостно, с обидой, со злостью…)), взрослый угадывает настроение (интонацию).
4. «Фотоглаз». Запомнить прочитанные слова, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в столбике или нет?
Чтение текста
1. Чтение «дуэтом» (одновременное чтение вслух взрослого и ребенка).
2. Чтение в паре с линейкой (взрослый, читая вслух, закрывает линейкой прочитанную строчку, ребенок старается за ним успеть, читая шепотом или про себя).
3. Упражнение «Ловушка». Взрослый, читая вслух, намеренно заменяет некоторые слова синонимами, ребенок, следящий по тексту глазами, должен обнаружить «ловушку».
4. Чтение по очереди. (Чередовать чтение взрослого и ребенка через предложение или абзац).
5. «Наступи на пятку». Чтение взрослый-ребенок через слово в быстром темпе. Использовать при повторном чтении текста или столбиков слов.
Работа с текстом после первого прочтения
1. Прочитать предложение, которое будет являться ответом на вопрос взрослого.
2. Прочитать предложение с восклицательным знаком.
3. «Голова и хвост». Взрослый начинает читать предложение, ребенок быстро находит его в тексте и дочитывают все вместе.
4. «Подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря.
5. Найти и прочитать слова определенного героя.
6. Прочитать отрывок, который можно произнести радостно (печально, строго…).
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения
1. Упражнение «Окончания» (требование к четкости окончаний слов; не более 30 сек.).
2. Чтение одного предложения с разной интонацией.
3. «Эхо». Взрослый читает 1-2 строчки стихотворения, ребенок повторяет их с той же интонацией.
4. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу: старушки, малыша, слона.
5. Чтение по ролям.